Как проверить топливный насос? Какие бывают разновидности топливных систем? Как замерить давление топлива, производительность насоса и определить неисправность? поговорим...

Когда топливный насос не обеспечивается нужное давление в топливной рампе (магистрали), а так же при его низкой производительности, будет затруднён пуск двигателя, а если двигатель и запуститься, то он будет работать с перебоями. Так же топливный насос после запуска двигателя может перегреваться и не обеспечивать нужное давление, при этом будет снижаться тяга двигателя, будут слышны хлопки, пропуски зажигания и повышенный расход топлива.

Форсунки установленные на рампе двигателя очень чувствительны к  давлению и производительности топливного насоса. Топливный насос, который при запуске обеспечивает нужное давление, но не обеспечивает требуемую производительность, позволит запустить мотор и обеспечит его работу на холостом ходу. В движении же, под нагрузкой, при низкой производительности (топливном голодании) будет ощущаться снижение тяги, рывки, провалы.


Если у топливного насоса залипли щётки и нет электрического контакта, то он не будет накачивать давление во время запуска двигателя. Если коленчатый вал при запуске вращается, а двигатель не запускается – может быть неисправен как сам топливный насос, так и неисправна система зажигания, а то и вовсе проблемы с самим мотором (метки ГРМ, порвало ремень). В первую очередь стоит проверить искрообразование.

Проверяем есть ли искра. Подключаем разрядник к высоковольтному проводу или катушке зажигания, а другой конец разрядника садим на массу двигателя и поворачиваем ключ зажигания на старт. Если во время прокрутки стартера вы увидите искру, то это уже говорит о том, что ЭБУ видит обороты двигателя и подаёт сигнал исполнительным механизмам (катушка, модуль зажигания). Так же во время прокрутки если есть искра, должен включаться топливный насос (если не стоит ни какой блокировки от авто сигнализации или иммобилайзера).

Если при включении зажигания или прокрутки стартером не слышно работы топливного насоса, тут могут быть следующие причины:

  1. Неисправно реле включения топливного насоса
  2. Неисправен предохранитель реле топливного насоса
  3. Неисправен сам топливный насос
  4. Установлена нештатная блокировка топливного насоса
  5. Штатный иммобилайзер блокирует включение топливного насоса.

Самая распространённая неисправность связанная с топливным насосом – это неисправность самого топливного насоса (залипли, стёрлись щётки), как проверить?
Для начала нам нужно найти реле топливного насоса. Рассмотрим на примере схемы автомобиля Дэу Нексия.

Схема подключения топливного насоса

 

Какие цепи отвечают за работу топливного? Предохранитель F7, далее Реле топливного насоса и сам топливный насос. Проверяем, приходит ли питание +12 на Реле топливного насоса - контакт 86 и 30.

реле топливного насоса

 

Если на контакте 30 и 86 присутствует напряжение 12 вольт, то далее проверяем цепь топливного насоса - контакт 87.

При включении реле топливного насоса на контакте 87 появляется +12 вольт, которые подаются на сам топливный насос. Для того, чтобы проверить исправность цепи топливного насоса, нужно замерить сопротивление между контактом 87 и массой автомобиля.

проверка цепи топливного насоса

Сопротивление обмотки исправного топливного насоса порядка 1 Ом. С учётом сопротивления проводов от реле до бензонасоса сопротивление может достигать 1.5...2 Ом. Если мультиметр показывает большое сопротивление - 80 Ом, 2....6....20 кОм, то скорее всего проблема в самом насосе. Как проверить это? Можно слегка постучать по самой топливной станции или по топливному баку. Если сопротивление во время постукивания падает до 1.5...2 Ом, то неисправен сам топливный насос. Кстати, таким образом вам может повезти ивы сможете запустить свой авто, но работать он будет не долго, зато вы сможете его эвакуировать до места ремонта.

И так, включаем зажигание, если топливный насос исправен, то вы услышите характерное жужжание в топливном баке. При включении зажигания идёт управляющая команда от ЭБУ двигателя на включение реле топливного насоса (несколько секунд), насос заработает, создавая давление в топливной магистрали (рампе). Так же на некоторых автомобилях установлен аварийный клапан, который в случае аварии или удара разъединяет электрический контакт с топливным насосом, блокирую подачу топлива.

Что же делать, если топливный насос работает, но двигатель не запускается или запускается с трудом? Нужно замерить давление, которое создаёт топливный насос. А как же принудительно включить реле топливного насоса? Можно воспользоваться портативным диагностическим сканером и зайдя в исполнительные механизмы включить параметр Fuel Pump - ON. Если же под рукой нет портативного сканера, то можно просто замкнуть контакты реле 30 и 87 напрямую, в любом случае, прежде чем что-либо делать, нужно изучить схему включения топливного насоса на конкретно вашу модель автомобиля.

Так же для включения реле топливного насоса можно применить несложную в конструкции доработанную релюшку с кнопкой, которая позволяет принудительно включить цепь исполнительных механизмов.

реле топливного насоса с кнопкой

 

В зависимости от применяемой на автомобиле топливной системы давление топлива может быть от 2.0 бар до 4.5.

Обратная система подачи топлива (Return Type Fuel System).

Обратная система подачи топлива (Return Type Fuel System) или как её ещё называют "топливная система с обраткой". Как происходит работа топливной системы с обраткой?: ЭБУ подаёт сигнал на включение топливного насоса (Fuel Pump), топливо через фильтрующую сетку (фильтр грубой очистки - Inlet Filter Sock) засасывается топливным насосом, далее по топливо проводу топливо проходит через фильтр тонкой очистки (Inline Fuel Filter) и поступает в рампу форсунок (распределитель топлива) и далее идёт к регулятору давления (Fuel Pressure Regulator) в котором поддерживается требуемое давление (от 2.1... до 2.5 бар с подключённой вакуумной трубкой - vacuum). Избыточное давление топлива, создаваемое топливным насосом (насос создаёт как правило от 6... до 8 бар) возвращается (сбрасывается) обратно в бак по обратному топливо проводу. Таким образом на холостом ходу в система с "обраткой" давление поддерживается на уровне 2.1...2.5 бар, а при отключенной вакуумной трубке (или перегазовке) давление подскакивает до 3 бар.

Обратная топливная система

Пример замера давления топлива на автомобиле Nissan Almera с системой подачи топлива с обраткой.

 

Невозвратная система подачи топлива (Returnless Type Fuel System).

Невозвратная система подачи топлива (Returnless Type Fuel System) или топливная система без обратки. На самом деле в этой системе есть обратный сброс топлива, только вот сама "обратка" находится в баке, Принцип работы: ЭБУ подаёт сигнал на включение топливного насоса (Fuel Pump), топливо через фильтрующую сетку (фильтр грубой очистки - Inlet Filter Sock) засасывается топливным насосом, далее поступает в фильтр тонкой очистки со встроеным клапаном (регулятором давления топлива - Filter & Regulator), который сбрасывает излишки топлива через байпасный трубопровод (Fuel Bypass) и далее по топливо проводу топливо поступает на рампу распределитель, со встроенным гасителем пульсаций (Pulsation Dumper). В данной системе отсутствует вакуумная регулировка давления топлива и оно остаётся на определённом, заданном клапаном давлении, как правило это 3.0 - 3.5 - 3.8 - 4.0 - 4.5 бар в зависимости от марки автомобиля.

топливная система без бораткио

Клапан, регулятор давления топлива (Fuel Pressure Regulator). Заданное давление топлива как правило написано на самом клапане либо в мануале на данную марку авто.

Регулятор давления
топлива 3.8 бар - ВАЗ:

регулятор давлениятоплива ваз

Регулятор давления топлива
3.5 бар, Hyundai, BMW,
Saab, Sitroen...

регулятор давлениятоплива Hyundai

Регулятор давления топлива
4.0 бар, Audi, Volkswagen..
регулятор давлениятоплива ваз

Ещё мы не поговорили о таком устройстве как гаситель пульсаций (Pulsation Dumper) или компенсатор пульсаций давления. Который устанавливается на топливной рампе и многие его путают с регулятором давления. Ну в какой-то степени он конечно регулирует, на самом деле он сглаживает пульсации, скачки давления от работы топливных форсунок, а так же при резком переходе на мощностной режим при интенсивном разгоне автомобиля. Как его отличить от регулятора давления топлива на системах с обраткой? Да всё просто, у него попросту нету обратной магистрали, для сброса давления и отсутствует вакуумный шланг.

гаситель пульсаций топлива

Топливная рампа Форд Фокус 2

рампа форсунок фокус 2

Топливная рампа с форсунками и компенсатором пульсаций давления топлива: 1 – болты крепления компенсатора пульсаций давления топлива; 2 – компенсатор пульсаций давления топлива; 3 – уплотнительные кольца компенсатора пульсаций давления топлива; 4 – верхние уплотнительные кольца форсунок; 5 – топливная рампа; 6 – фиксаторы форсунок; 7 – нижние уплотнительные кольца форсунок; 8 – форсунки

продолжение следует...

стрелка Читаем далее... стрелка

поделиться ссылкой

Обучающие видеоролики

© АвтоСервис | Интернет-магазин, Екатеринбурга

Единая справочная служба:

 

Яндекс цитирования pagerank analyzer Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика