На автомобиле лада "Калина" периодически отключается электроусилитель (ЭУР) и загорается ошибка C1044 (неверная последовательность датчика положения ротора). Читаем далее как бороться с данной неисправностью...
Электроусилитель руля для современных автомобилей уже стал их неотъемлемой частью. На российском рынке он впервые был установлен на автомобиле лада "Калина" (ВАЗ 1118). Электроусилитель добавил как много положительных эмоций, так и немало отрицательных. Поломка данного узла встречаются довольно часто на первых образцах. Не исключением стал и наш сегодняшний гость - автомобиль семейства лада "Калина" (Рис.1).
Ситуация довольно типичная: клиент жалуется, что иногда отключается электроусилитель и загорается контрольная лампа электроусилителя руля , но после того, как проедешь по какой-нибудь ямке или рельсам, то электромеханический усилитель руля (ЭМУР или ЭУР) возобновляет свою работоспособность.
Такая ситуация сильно напрягает, ведь автомобилем пользуется не только хозяин, но и его жена. Женщине намного проблематичней повернуть руль без электроусилителя.
Рис.2
Запускаем автомобиль, и действительно загорается значок неисправности электроусилителя и крутить руль становится довольно тяжело. Нужно обязательно разобраться с данной неисправностью.
Рис.3
Подключаем диагностический сканер и соединяемся с блоком управления ЭМУР.
Рис.4
На экране монитора видим следующую ошибку: С1044 - неверная последовательность датчика положения ротора. Что за датчик положения ротора, и где он находится?
Отвлечёмся ненадолго от нашей неисправности и коснёмся немного теории. Разберёмся в устройстве ЭМУР, и из каких основных частей он состоит. Рассмотрим все его части отдельно.
Конструкция ЭМУР Калина 11186-3450008-00
Рис.5
- Вал рулевого управления
- Электромотор
- Электронный блок управления
- Датчик крутящего момента
- Датчик положения ротора
Снимаем ЭМУР. На шильдике (Рис.7) имеется артикул 11186-3450008-00 производства Авиаагрегат г. Махачкала.
Рис.6 |
Рис.7 |
Снимаем рулевое колесо, подрулевые переключатели и замок зажигания. Чтобы добраться до датчика крутящего момента, нужно сначала снять электромотор. Откручиваем кронштейн на 4х болтах, карданчик, стопорную гайку и 3 болта крепления электромотора.
Рис.8 |
Рис.9 |
Рис.10 |
Рис.11 |
Вот что у нас получилось (Рис.12)
Далее вытаскиваем вал.
Рис.13 |
Рис.14 Концентрические цилиндры с шестерннёй. |
Рис.15 |
Рис.16 |
Достаём обмотку датчик крутящего момента (Рис.17), предварительно отпаяв провода от платы (Рис.16).
Рис.17 |
Рис.18 |
Конструкция индуктивного датчика крутящего момента.
Рис.19
Индуктивный датчик состоит из двух концентрических цилиндров с отверстиями (слоты перфорации), которые закреплены на валу и вращаются вместе с ним. И двух концентрических катушек с первичной и вторичной обмотками, неподвижно вставленных в корпус ЭМУР. Не будем вдаваться в различную терминологию, а скажем проще: на первичную обмотку подаётся переменный ток с частотой 20 кГц, и если мы прикладываем усилие к валу (то есть начинаем вращать руль), то на вторичной обмотке возникает напряжение "+" или "-" в зависимости от направления вращения, а величина этого напряжения прямо пропорциональна приложенному моменту (усилию). Тем самым электронный блок управления (ЭБУ) определяет с какой силой Вы вращаете руль в ту или другую сторону.
Итак с датчиком крутящего момента мы разобрались, переходим к следующему, а именно к датчику положения ротора (Рис.20), который находится на задней крышки электромотора.
Рис.20
В ЭМУР лада "Калина" применяется 3х фазный вентильный индукторный (бесколлекторный) двигатель. Для того, чтобы он начал вращаться в ту или иную сторону, электроника должна понимать в каком положении на данный момент времени находится ротор и после определения положения в нужные моменты подавать напряжение на определённые обмотки статора. Для определения положения как раз и применяется датчик положения ротора (ДПР).
Рис.21
Схема и конструкция оптического датчика положения ротора.
Рис.22
Расположенные под углом 120 градусов 3 оптопары - светодиод (СД a,b,c) и фотодиод (ФД a,b,c), соответствуют расположению обмоток статора мотора фазам A, B, C. На роторе мотора установлен диск, и при его вращении срабатывает фотодиод a,b или c. Таким образом, электроника опредляет текущее положение ротора.
Далее рассмотрим электронный блок управления ЭМУР (Рис.23), особо рассказывать про него ничего не будем, просто посмотрим на фото самой платы.
Рис.23
Ну вот, с устройством ЭМУР мы разобрались, возвращаемся к нашей неисправности, с которой к нам пожаловал хозяин автомобиля "Калина". Что нужно сделать для того, чтобы всё заработало как надо? Довольно частая неисправность на данной модификации ЭМУР - это плохая пайка оптопар на плате датчика положения ротора. Достаточно просто пропаять все контакты оптопар (Рис.24) для оживления ЭМУР, что мы и поспешили сделать.
Рис.24
После пропайки платы собираем всё в обратной последовательности и запускаем автомобиль. Ураа!!! Лампочка неисправность ЭМУР погасла и руль стал вращаться очень легко.
Рис.25
У нас на вооружении имеется сканер для проверки параметров и считывания кодов неисправностей, а что делать простому автомобилисту, у которого нет данного оборудования? Как считать ошибки без специального сканера? Всё довольно просто.
Для того чтобы считать коды самодиагноостики ЭУР "Калина" нужно:
1) При выключенном зажигании замкнуть на массу 6ой контакт разъёма X2 блока управления ЭМУР, либо замкнуть между собой контакты 6 и 7 (рис.26). В разъёме X2 отсутствует 6ой контакт, поэтому мы установили туда кусочек белого провода и замкнули его с 7ым контактом (массой).
Рис.26
Рассмотрим схему ЭМУР для более детального понимания.
Рис.27
Распиновка разъёмов ЭБУ ЭМУР "Калина"
Колодка |
Контакт |
Адрес |
Х1 |
1 |
"+12 В" от аккумуляторной батареи |
2 |
"Минус" от аккумуляторной батареи |
|
Х2 |
1 |
"+12 В" с клеммы "15" выключателя зажигания |
2 |
Вход сигнала от тахометра |
|
3 |
Вход сигнала от датчика скорости |
|
4 |
Выход на индикатор состояния ЭМУР |
|
5 |
Выход "К-линия" на колодку диагностики |
|
6 |
Выход "L-линия" (не задействован) |
|
7 |
Общий (масса) |
|
8 |
Технологический вывод (не задействован) |
|
Х3 |
А1 |
Фаза А электродвигателя |
А2 |
Фаза А электродвигателя |
|
В1 |
Фаза В электродвигателя |
|
В2 |
Фаза В электродвигателя |
|
С1 |
Фаза С электродвигателя |
|
С2 |
Фаза С электродвигателя |
|
Х4 |
1 |
Общий провод 1 датчика момента |
2 |
Общий провод 2 датчика момента |
|
3 |
Питание датчика момента |
|
4 |
Выход 1 датчика момента |
|
5 |
Выход 2 датчика момента |
|
6 |
Вход сигнала частоты 250 кГц |
|
Х5 |
1 |
Общий провод датчика положения ротора |
2 |
Выход фазы А датчика положения ротора |
|
3 |
Выход фазы В датчика положения ротора |
|
4 |
Выход фазы С датчика положения ротора |
|
5 |
Питание "+5 В" датчика положения ротора |
2) Включить зажигание.
3) Считать коды самодиагностики ЭМУР по миганию лампы
Расшифровка кодов самодиагностики электроусилителя ВАЗ 1118
Код |
Описание кода |
11 |
11 Система исправна |
12 |
Отсутствие сигнала оборотов двигателя |
13 |
Неисправность датчика момента |
14 |
Неисправность двигателя ЭМУР |
16 |
Неисправность датчика положения ротора двигателя ЭМУР |
17 |
Неисправность бортсети автомобиля (ниже 10В либо больше 18В) |
18 |
Неисправность блока управления ЭМУР |
19 |
Неисправность датчика скорости автомобиля |
Посмотрим наглядный пример на видео, как считать коды самодиагностики ЭМУР, к сожалению на момент записи видео мы побороли неисправность 16 (С1044), и на видео мы сымитировали неисправность 13 (датчик момента).
Видео "Как считать коды самодиагностики ЭМУР, не имея под рукой диагностического сканера".
Коды (ошибок) электроусилителя ВАЗ 1118 при считывание диагностическим сканером.
Код |
Описание кода |
С1000 |
Ошибки не обнаружены |
С1011 |
Цепь сигнала оборотов двигателя автомобиля, отсутствие сигнала |
С1012 |
Цепь сигнала датчика скорости автомобиля, отсутствие сигнала |
С1013 |
Напряжение бортсети автомобиля ниже минимального порога |
С1014 |
Напряжение на замке зажигания ниже минимального порога |
С1021 |
Напряжение основного вывода датчика момента |
С1022 |
Напряжение контрольного вывода датчика момента |
С1023 |
Неверный сигнал основного и/или контрольного вывода датчика момента |
С1024 |
Датчик момента, отсутствие сигнала |
С1031 |
Датчик положения рулевого вала, неисправность цепи основного сигнала, либо несоответствие допустимому диапазону |
С1032 |
Датчик положения рулевого вала, неисправность цепи контрольного сигнала, либо несоответствие допустимому диапазону |
С1033 |
Датчик положения рулевого вала, отсутствие питания |
С1041 |
Датчик положения ротора двигателя, неисправность цепи фазы А либо несоответствие допустимому диапазону |
С1042 |
Датчик положения ротора двигателя, неисправность цепи фазы В либо несоответствие допустимому диапазону |
С1043 |
Датчик положения ротора двигателя, неисправность цепи фазы С либо несоответствие допустимому диапазону |
С1044 |
Неверная последовательность датчика положения ротора |
С1045 |
Датчик положения ротора двигателя, отсутствие питания |
С1050 |
Замыкание на массу в силовых цепях |
С1051 |
Двигатель, превышение тока через фазную обмотку А |
С1052 |
Двигатель, превышение тока через фазную обмотку В |
С1053 |
Двигатель, превышение тока через фазную обмотку С |
С1054 |
Двигатель, обрыв фазных обмоток |
С1055 |
Двигатель, обрыв фазной обмотки А |
С1056 |
Двигатель, обрыв фазной обмотки В |
С1057 |
Двигатель, обрыв фазной обмотки С |
С1058 |
Двигатель, замыкание фазных обмоток |
С1059 |
Замыкание обмотки фазы А двигателя |
С1060 |
Замыкание обмотки фазы В двигателя |
С1061 |
Замыкание обмотки фазы С двигателя |
С1070 |
Неисправность не опознана |
С1071 |
Блок управления, ошибка ОЗУ электронного блока |
С1072 |
Блок управления, ошибка ПЗУ электронного блока |
С1073 |
Блок управления, ошибка EEPROM электронного блока |
С1074 |
Реле электронного блока |
С1075 |
Блок управления, превышение температуры радиатора |
С1076 |
Напряжение питания элементов ЭБУ ниже минимального порога |
С1077 |
Напряжение на силовых конденсаторах ниже минимального порога |
С1078 |
Время заряда силовых конденсаторов |
С1079 |
Ток одной из фазных обмоток выше максимального порога |
С1080 |
Пробой как минимум одного из верхних силовых транзисторов |
На сегодняшний день на автомобили лада "Калина" устанавливаются элекроусилители корейской компании MANDO (рис.28) и последнии модификации калужского завода "Автоэлектроника" (Рис.30), процент отказов у которых минимален.
Рис.28. ЭМУР 111886-345008-04 mando Корея для автомобилей 1118 "Калина".
Рис.29 Надпись (шильдик) на электронном блоке управления ЭМУР Mando.
Рис.30. ЭМУР калужского завода "Автоэлектроника"
Рис.31. Надпись (шильдик) на электронном блоке управления ЭМУР "Автоэлектроника".
Читаем далее...
Просмотров: 366354
Дата добавления: 2014-02-19
Автор статьи: Александр Дмитриев (AlastaR)
|
|
|
|
|
|
© АвтоСервис | Интернет-магазин, Екатеринбурга
Единая справочная служба: